|
Бизнес, sic passimИ появилось в нулевых много курсов и семинаров, на которых учат нас, бестолковых, всевозможным, в основном забугорного происхождения, деловым навыкам и умениям. И предлагается нам проходить обучение как на лекциях кратковременных (день), так и на курсах или семинарах чуть более долговременных (два-три дня, неделя), и всучивается нам соответствующая литература. И сделаны эти курсы для всех нас, родимых. Для бизнесменов. Все эти курсы, однако, сделаны для менеджеров высшего и среднего звена крупных компаний, оставляя за бортом огромную армию предпринимателей и бизнесменов рангом пониже. В связи с этим мне бы хотелось разобраться с этими курсами и вообще с тем мощным образовательным влиянием, которое западное сообщество через своих адептов стало оказывать на наше всё. С одной стороны учиться никогда не вредно (а западники нас учат рынку и отношениям, возникающим в нём), а с другой есть та подача материала, которая меня тревожит. Потому что на уровне подсознания и ощущений происходит некое раздвоение: с одной стороны понимаешь, что тебя пытаются научить важным вещам, причём таким, о которых ты раньше, может, и не подозревал вовсе, а с другой все «их» рассуждения наталкиваются в приложении на нашу действительность на странные умозаключения. Возникает противоречие, которое многие чувствуют и которое очень трудно разрешить. По многим причинам: некогда, лень, да мало ли что чудится. Я пробовал вычленить эти проблемы, упирая на изучение языка, анализируя чисто лингвистические проблемы. Ознакомиться с ними можно здесь, и здесь, и здесь. Сейчас я вижу, что эта попытка не совсем удалась. Получилось однобоко и поверхностно. Статьи ответили на несколько вопросов, которые каждому образованному россиянину и так, по лёгком напряжении ума, видны. Глубинные же проблемы остались неразрешёнными. Итак: когда вы получаете несанкционированную коммерческую рассылку (или короче, спам) о неких проводящихся лекциях, посвящённых бизнесу (неважно чему, маркетингу ли, проблемам лидерства, проблемам сбыта продукции, etc) не охватывает ли вас чувство нереальности происходящего? Не кажется ли, что вам предлагается изучать, понимать и обсуждать проблемы, которые ныне если в России и существуют, то извращены они настолько, что их «чистое» изучение теряет немалую долю обыкновенного здравого смысла? К примеру, «эффективные маркетинговые исследования с минимальными затратами». Где с одной стороны всё вроде ясно: берём рынок, исследуем его, выявляем разные группы потребителей разными методами, соотносим их возможности с потребностями нашей компании, которая намерена продавать им наш товар, позиционируем, так сказать, себя и клиента. А с другой всё вовсе не так безоблачно и предельно научно, как нам предлагается изучить. К примеру, простой факт, что официальные зарплаты и реальные доходы населения в России отличаются на порядок вносит в мою душу коэффициент неуверенности в ЛЮБОЙ аналитике маркетинговой, к примеру, вообще! Я-то ведь знаю, что работник ГИБДД не на одну зарплату живёт. Что чиновник на новеньком «мерседесе» не есть исключение из правил. Что даже гастарбайтер-строитель из Молдовы по статистике нигде не проходит, а на рынок влияние оказывает. Поэтому все дальнейшие рассуждения о «чистых», по-западному, методах членения и анализа, для меня становятся звуком пустым. Возьмём модную ныне (после безвременно задушенного ЮКОСа) проблему бизнес-этики. Ну не могу я всерьёз воспринимать проблемы обучения бизнес-этики при наличии ощущаемой моим карманом коррупции. Не могу. Как можно вообще рассуждать о какой-либо этике, если вот он инспектор пожарной охраны и вот она конкретная сумма, которую он вымогает! Как можно делать бизнес-план, если в него нельзя (ни по каким правилам, что западным, что нашим) ВНЕСТИ ЗАТРАТЫ НА ЧИНОВНИЧЬИ ПОБОРЫ?! Деньги на поборы тратятся совершенно реальные, а в бизнес-плане они не отражаются. С одной стороны проблема есть, а с другой её как бы и нет. Во как! Искусство ведения бизнеса, а тем паче первоначальной организации дела напрямую связано с предельной честностью в отношении себя, своих возможностей, своих трат (времени и денег), а также предельной честностью в отношении денег, скажем, инвестора. Наши инвесторы всё понимают и посему требуют расширенные бизнес-планы, толкующие многие проблемы очень и очень странно. Почему? Да потому что размеры «побочных» расходов имеют природу изменчивую в пропорциях, но стабильную в постоянстве. Выявить эту статью математически и применить строго по науке вряд ли удастся слишком много переменных постоянно шевелят непростую жизнь бизнеса. Чаще всего обходятся грубыми прикидками. То же самое и в обучении тому, как правильно вести бизнес. Можно осуществить крупную продажу? Ещё как можно! Правда, в 90% случаев тому, кто продаёт нужно ни много ни мало, а заложить в сумму маленькую «ложку дёгтя» размер отката. Иначе сделки не выйдет. А как иначе, всем же жить хочется. А вот теперь о той самой армии бизнесменов, которые в просторечии зовутся средними или малыми. Для них почему-то курсов никаких нет. Кстати, на заметку, можно сделать неплохой бизнес на обучении именно этой категории людей. Вы слышали о том, что есть курсы, на которых психологически точно и верно учат тому, КАК ПРЕДЛАГАТЬ правильную взятку (по сумме) ПРАВИЛЬНО и заранее определённому в результате анализа чиновнику? Нет, не слышали. А ведь это и есть практическая «практика» российского бизнеса, разговоры на перекурах и в барах. Этому, как и дворовому мату, учатся в непосредственном общении, без лишних ушей. А не на курсах, открыто и непредвзято. Вы слышали о том, что есть курсы, на которых подробным образом изучаются чисто российские реалии бизнеса: не только поборы, взятки, но и подробно описанные «круги ада» по получению всяких бумажек, документов, разрешений, сертификатов? Вы слышали о том, чтобы МВД проводило курсы по тому, как правильно реагировать на приход в ваш офис «братков» и прочих любителей пожиться твоим трудом? Нет, не слышали. А знаете почему? Да потому что наше доморощенное бизнес-образование корнями своими уходит в целевые гранты западников. Да потому что все исследования по вышеперечисленным темам наших учёных, а они проводят их, они работают, тихо гасятся всемогущими чинушами. И не в последнюю очередь потому, что ничего плохого в западных методах ведения бизнеса нет, есть лишь невозможность применить их на практике в России. А как их применить, если они НЕ отражают российских базовых реалий? Ну что толку говорить о том, что твои затраты на бизнес (в которых НЕ учитываются побочные расходы) НИКОГДА не вернутся к тебе прибылью, если ты изначально не заложишь их в расходы, если ты заранее не продумаешь способы ухода от налогов, если ты заранее не продумаешь схемы «обналичивания»... продолжать можно дальше и продолжать можно больше, но думаю, каждый бизнесмен и так понял, о чём я тут толкую. Таким образом, выходит, что деньги, потраченные вами на бизнес-образование, просто-напросто теряются. Те новые вещи, которые вы в результате на них усвоите, будет невозможно применить на практике. А если и можно, то результаты будут другими. Научиться же «правильным» вещам, реально отражающим положение дел в экономике, нельзя. Этому не учат. Но реальное положение дел в экономике остаётся. А научится этому можно лишь на практике или слушая «тёртых калачей» (если они найдут для вас время), или проходя всю науку на практике, т. е. теряя собственные деньги, веру в себя, кляня всё на свете, а особенно эти бредовые идеи про якобы рыночную, а на самом деле чиновничью экономику России. Потеряться очень легко в свете обрушивающихся на тебя со всех сторон потоков разноплановой информации. Потерять ориентиры означает потерять разум, господа. Что нам дают новые слова: «маркетинг», «банкинг», «факторинг», «фокус-группа»? Они дают нам ориентиры. Опираясь на которые мы выстраиваем свой бизнес. Есть среди этих новых и по-своему правильных и хороших слов другие понятия: Если в предлагаемых курсах этих и близких к ним понятий нет, то, на 99% могу сказать, что эти курсы вам не требуются. Почему? Потому что именно они база вашего бизнеса. Потому что именно вышеперечисленные траты высасывают живую кровь бизнеса, потому что именно на них тратится очень много времени. А не на само дело. На дело привлечения покупателей. На зарабатывание денег. Кстати, вы когда-нибудь слышали о том, чтобы профессии обучали с конца? К примеру, профессии врача обучали с новейших методов лечения, а не с банального втолковывания азов? А ведь сплошь все бизнес-курсы обучают нас именно что с конца т. е. предполагая, что в России уже существует налаженная рыночная экономика, с прямыми линиями и чётко очерченными правилами поведения всех участников, всех игроков рынка. Господа, а где же база? Где учёт конкретных российских реалий? Вернуться в раздел Грамотность.
Немного рекламы: | |
© 1998 Справочная служба русского языка
|