XIII ТИПЫ ФИЛОСОФИЙ

Инстинкт

Что такое инстинкт? Назвать его врождённой привычкой недостаточно. Мы используем это слово для обозначения достаточно широкого круга феноменов, от инстинкта кладки яиц пчёлами до инстинктивных движений человека, которые увенчиваются высшими типами созидательной деятельности, к примеру, когда мы говорим о математической интуиции.

Начать можно с понятного, с какого-нибудь простого действия, такого, как ходьба, произнесение слов, писание, чтение, наконец, вождение автомобиля. Все эти действия выучены нами до автоматизма и различаются лишь в частностях: один лучше водит машину, другой — хуже. Но на каком-то этапе каждый из нас «автоматически» или говорит, или пишет, или читает. «Инстинктивно», так сказать. Похожи ли такие инстинкты на инстинкты животных — в данном случае неважно. Важно одно — то, что когда-то требовало усилий и внимания, постепенно превратилось в рутинную процедуру; мы идём, не думая, да ещё и говорим на ходу. И для достижения этого автоматизма мы сделали четыре шага на цикле действия; пройдя все четыре пункта, мы снова вернулись на 4, который к этому времени став привычкой,

неосознанное действие (1) — неосознанная реакция (2) — сознательная реакция (3) — сознательное действие (4)

Оси


перешёл на 1. Здесь 1 был началом движения и был обозначен неосознаваемым, но когда он достиг 4, то стал осознаваемым, а поскольку человек уже выучился всему, чему хотел, то знание снова стало неосознаваемым, или инстинктивным. (Это и есть «огонь», или финальная категория; заметьте, что она — последняя (финальная) и в смысле того, что первая, и в смысле того, что последняя.)

Интереснейшая получается штука. 1 у нас и наивное, и обладающее максимумом информации. Вы можете играть на пианино? Играть в шахматы? Играть в карты? Ребёнок тыкает пальцами в клавиши пианино; он пока не играет. Затем его учат. Он учится, учёба даётся тяжело. А потом, когда он выучивается «играть» на пианино, то получается музыка. С рисованием — такая же картина. Достаточно легко набросать некую схему. Но здесь, увы, стоит остановиться, вспомнив про современное искусство: абстракционизм и прочее.

В любом случае, есть определённая разница между стадиями цикла обучения, и эта разница достигает максимальной величины при сравнении начала цикла и его конца, хотя и начало, и конец — интуитивны. Не стоит забывать, что цикл может идти и идти до бесконечности. Компетенция, достигаемая обучением, даёт возможность начать новый цикл большего размера и масштаба. Так мы учимся читать, затем читать что-то определённое, скажем, про дифференциальное исчисление или квантовую физику.

Именно поэтому инстинкт является и примитивным, и сложным. Поэтому-то выразить интуицию невозможно. Поэтому огонь есть целостная категория. Являясь первопричиной вещей, огонь является целостностью в том смысле, в каком яйцо содержит в себе потенциального цыплёнка. Это — оригинал, семя, образец.

Но огонь — это также то целое, которое достигнуто вновь. Целое — это то, что собрано из частей. Здесь становится понятным выражение дзен буддиста об уме как о «мяснике»: ведь ум берёт и рассматривает каждую вещь по отдельности, а это создаёт статику, обездвиженность и должно быть преодолено.

Для ума (разума) центр — его местоположение на цикле движения:

действие

наблюдение

Оси


И отстоит эта точка разума от начала действия на максимальном расстоянии. На максимальном расстоянии, с которого лишь и возможно наблюдение или отстранение.

Но было бы ошибкой считать разум приспособленным лишь для того, что он делает. Разум, хотя и нацелен вовне, вбирает в себя. Его противостояние точке огня, точное и компактное, может расходиться в разные стороны. Именно поэтому мы не можем вынести окончательное решение по поводу элементов. Мы не можем однозначно заявить, что это — хорошо, а это — плохо. Универсальный процесс проходит через всё, и ему для полноты необходимы все элементы. «Мы не можем представить пространство, которое идёт только на восток!» — так говорят китайцы.

Становление