II ФОРМУЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Цикл обучения

Цикл обучения ещё нагляднее иллюстрирует цикл движения. Ребёнок начинает со спонтанного действия. Он тянет руку, чтобы схватить что-то (1). Затем это что-то причиняет ему боль (возможно, горячая плита с зажжённой конфоркой), и он реагирует на эту боль, отдергивая руку (2). После того как боль утихнет, он начинает осмысливать происшествие, ассоциируя боль с горячей конфоркой, т. е. обозревает ситуацию (3). И наконец, он начинает управлять своими движениями, избегая горячих плит (4).

Четыре типа действий в цикле обучения полностью соответствуют четырём формулам измерения: спонтанный акт (импульс) = ускорение;
реакция (тоже спонтанная) = скорость (т. е. изменение);
обозрение (наблюдение) = позиция (фактор обозрения);
управление = управление.

Такая же диаграмма, которую мы использовали для иллюстрации цикла движения, может быть использована для цикла обучения, но в этом случае необходимо повернуть цикл последовательностей наоборот (против часовой стрелки):

Маятник


управление (4)
спонтанная реакция (2)
наблюдение (3)
действие (1)

Нас радует возможность использования одной и той же схемы для показа таких разных процессов, как управление оператором движения и познание ребёнком мира. Важно то, что последовательность действий должна быть обратной. К этому вопросу мы впоследствии вернёмся. Показателем же неполноты наших рассуждений является то, что до сих пор мы имели дело только с движениями, которые являются частью бОльшего цикла.

БОльший же цикл, в свою очередь, начинается со стимула и ведёт к результату. Бихевиористы, будучи зависимы от двойственности стимула и ответа (как формы действия), не решают и не могут решить проблему необходимости третьего фактора: когда голод собаки удовлетворён, она не реагирует на запах мяса.

Цикл обучения появляется только тогда, когда существует препятствие в бОльшем, трёхчастном цикле, т. е. когда стимул вызывает неправильную реакцию, и результат не достигается.

III ТРЁХЧАСТНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ