VII СРАВНЕНИЕ ТРЁХЧАСТНОГО И ЧЕТЫРЁХЧАСТНОГО

Пример из психологии

Изучение ощущений даёт нам хороший пример различия между трёхчастным и четырёхчастным. Если мы нарисуем на листе бумаги геометрическую фигуру, чтобы показать, что такое квадрат, то реально произведённые действия — есть последовательность событий: точек событий во времени. Квадрат сам по себе есть такое понятие, которое начинает своё существование только после того, как мы создадим цепочку логических рассуждений и оформим эти рассуждения в достойный смысла образец. На самом деле квадрат реален не более чем… Неуловимый Джо. Глаз не видит квадрата; он следует за линией, которая представляет квадрат (так же, как ручка вычерчивает эту линию). Вовсе не глаз, а нечто другое — назовём это другое мозгом — вычленяет характеристики движения, сравнивает с другими, ему лишь ведомыми формами и окончательно решает, как создать форму квадрата.

Фон Зенден собрал отчёты о людях, слепых от рождения, которые обрели зрение после операции. Как выяснилось, эти люди, прозрев, не могли отличить окружность от треугольника. На то, чтобы научить их видеть разницу, пришлось потратить много времени. Этот пример лишний раз доказывает, что образ, видимый глазом, должен быть заранее интегрирован (объединён), а вот процессу интеграции (объединения) надо сначала научиться. Мы даже не можем объяснить, чему, собственно, нужно научиться! Мы можем лишь определить, что наш мозг — это «то, что интегрирует ощущения и формы».

Трёхчастный же — суть одно измерение, двигающееся постоянно в одном направлении, как точка на линии, где прошлое — суть один вид существования, будущее — другой, а сама точка — третий.*

Прямой опыт, трёхчастный — это то, что стоит перед ощущениями.

Приведённое выше заключение подтверждается кантовским описанием времени и пространства в качестве априори. Однако нет основания предполагать, что время и пространство изначально раздельны; скорее эта априорность — есть линейная последовательность событий во времени (или, как бы мы предпочли уточнить, — время сопровождает опыт). Это можно назвать субъективным временем или — чистым временем.* Но, когда глаз следит за процессом построения квадрата, опыт является одним из движений, причём время и пространство в этом случае неразъединимы и неразличимы. Даже если человек чувствует обрисовку квадрата или идёт вокруг квадрата, мгновенный опыт — есть серия событий в субъективном (чистом) времени этого конкретного человека. Единственный порядок, который он сможет вычленить (когда придёт к необходимости интеграции), — упорядочение времени. Этот порядок не становится измеряемым или похожим на пространство до тех пор, пока мозг не сравнит этот (данный) опыт с другими.**

* Время прямо воспринимается перед измерениями или анализом.

** Такое сравнение предполагает одновременный взгляд на две вещи. Матрица одновременного отличия есть пространство.

Мы предпочитаем называть такое время расширением потока, имея ввиду, что оно априорно (см. выше), базисно для измерения или времени, или пространства. В качестве помощи для мозга — чтобы быстрее избавиться от понятия одновременности времени и пространства (хотя фактически это отдельные концепции) — вспомните, что почти все элементарные меры длины основаны на времени. Например, это место отстоит от другого места на расстоянии недельного перехода. Одна — якутская — мера длины нам особенно нравится: якуты, например, говорят так: «вода в котле не успеет закипеть, как человек пройдёт это расстояние туда и обратно».

Ограничение и свобода