VIII СУБСТАНЦИЯ И ФОРМА

Наша теория применительно к ядерным частицам

Тщательно подготовив набор инструментов, мы теперь готовы и к дальнейшим исследованиям. Мы только что описали приоритет экспериментального (трёхчастного) мира перед концептуальным (четырёхчастным) и приоритет обоих перед внешним миром — физическим миром событий. Именно то, что «объект», к которому мы обращаемся просто и незамысловато как «к внешнему» относительно нас, — есть, помимо всего прочего, объект наших на него проекций: вещественных через трёхчастный, концептуальных — через четырёхчастный.

Обычно то, что мы используем проекцию свойств на объекты, признаётся лишь тогда, когда мы делаем ошибку: мол, обознались. Проекция по направлению к веществу, однако, всегда сопровождается всеми органами чувств, а вопрос правильности или неправильности этого попросту неуместен. Такие качества, как твёрдость, влажность, наполненность или даже противопоставления «хороший-плохой», «красивый-некрасивый», «желанный-нежеланный», сопровождаются неким исходящим изнутри давлением. Это давление — что-то вроде извинения за настоятельную необходимость оценивать объект чувствами. Оценим проекцию первой любви, которая находит такие прекрасные качества в выбранном объекте, что кажется, в душе влюблённого (т. е. того, кто проецирует) был огромный контейнер, только и ждавший, когда его заполнят. Представим игру детей, где тяжелейшие переживания связаны, в общем-то, с пустяками: с палкой — вместо ружья, стулом — вместо лошади.

Поэтому та позиция, которую мы занимаем (и с неё вызываем трёхчастного оператора для того, чтобы утвердить формальное отношение), — и есть признание факта, что «вещество» (материя) является предварительным условием, данным (пусть в мечтах) перед реальными уроками жизни, которые потом пообтешут, пообомнут все угловатости и шероховатости и слепят достойную форму для реальных обстоятельств. Последняя операция — это усиленное обучение, идущее через различение и суждение. Обучение обрезает обильные ветви наших проекций, оставляя необходимые ствол и крону для объективного рассмотрения ситуации. Только таким образом мы сможем научиться отличать, скажем, антиквариат от подделки или сделать действительно нужную покупку, не переплатив. Мы учимся на ошибках и на применимости ситуации к нужному нам, даже несмотря на то, что аппетит к эстетическому опыту всегда подталкивает нас наброситься на всё, «что двигается».

VIII СУБСТАНЦИЯ И ФОРМА

Форма против материи в науке